Если вы купили прогулочный катер, то должны научиться им управлять. Обратное было бы настоящей глупостью.

Управление лодкой с мотором не слишком отличается от вождения сухопутного транспорта, но сопровождается рядом особенностей. Вода в отличие от дорожного полотна является подвижной и неустойчивой средой, на безопасность лодочной прогулки влияют:

  • природные факторы (глубина водоема, сила и направление течения, высота волн, скорость ветра и другие атмосферные явления);
  • конструкционные особенности лодки (форма корпуса, мощность мотора, конфигурация руля и винта);
  • а также сочетание этих нюансов.

Пускаться в плавание в первый раз в одиночку профессионалы не советуют. Как минимум нужно несколько раз прокатиться на лодке с инструктором или опытным капитаном, а лучше всего пройти обучающий курс.

Внимательно наблюдая за действиями умелого судоводителя, можно запомнить основной алгоритм управления.

Пошаговая инструкция по управлению судном с навесным мотором

  1. КОМПЛЕКТАЦИЯ. Перед плаванием проверьте наличие дополнительных средств безопасности и защиты на борту: спасательные жилеты для всех пассажиров и команды, огнетушитель, фонарик, весла на случай отказа двигателя, источник громкого звукового сигнала, багор.Возьмите за правило заполнять бензобак согласно такому правилу: 1/3 на дорогу в пункт назначения, 1/3 на дорогу обратно, 1/3 — резерв.На борту обязательно должна находиться карта с проложенным маршрутом следования. Особенно это касается незнакомых мест, когда заблаговременное исследование дна дает информацию об отмелях, порогах и других возможных препятствиях. Ныне отчасти бумажные карты может заменить использование картплоттера с функцией эхолота.
  2. ПОДГОТОВКА МОТОРА. Эксперты советуют:
    • перед запуском во избежание взрыва производить осмотр топливной магистрали на предмет образования течи ГСМ;
    • после запуска ПЛМ дать поработать несколько минут мотору без нагрузки.
  3. ОТХОД ОТ ПРИЧАЛА. При отходе от пирса следует внимательно отнестись к швартовым концам. Если он будет болтаться за бортом, его можно намотать на винт, создав тем самым аварийную ситуацию.

    Для запуска навесного лодочного двигателя с ручным управлением:
    • несколько раз сожмите «грушу» топливного провода пока не почувствуете сопротивление;
    • поместите дроссель в стартовое положение (обычно около 45 ⁰);
    • откройте заслонку подсоса;
    • несколько раз сильно дерните за трос ручного запуска, пока мотор не заведется;
    • закройте заслонку и установите рычаг переключения скоростей на переднюю или заднюю;
    • можно отправляться в плавание, управляя румпелем мотора.
    Попав в открытое пространство водной акватории, можно увеличивать скорость и наслаждаться выполнением маневров, у берега следует двигаться только медленно и осторожно.
  4. НЮАНСЫ УПРАВЛЕНИЯ. Неопытному капитану бывает трудно привыкнуть к особенностям управления лодкой при совершении поворотов и так называемых реверсных маневров (движения назад). При повороте штурвала в левую сторону корма уходит в противоположную (правую) сторону, а в ходе реверса такой же маневр приводит к повороту кормы налево.

    Идти параллельно волнам опасно — вода может захлёстывать через борт внутрь корпуса. При сильном волнении имеет смысл идти к волне под углом не менее 45 ⁰.

    Маломерным катерам следует избегать сближения с большими судами, капитан должен быть готов адекватно корректировать ход катера в условиях возникновения волн после прохождения крупного судна вблизи.
  5. ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ. Ответственность за несоблюдение правил плавания описана в КоАП РФ (статья 11). По аналогии с дорожным сухопутным движением предусмотрена ответственность за несоблюдение правил безопасности, навигационных ограничений, управление водным транспортом в нетрезвом виде, превышение скорости. Кроме того при совершении водных прогулок важно соблюдать правила посадки и высадки пассажиров.На воде действуют определенные правила обгона и совместного плавания судов, например, при встрече моторной лодки и парусного корабля приоритет будет на стороне парусника.Так же существуют негласные правила хорошего тона, по которым можно судить о компетенции находящегося за штурвалом.

Удачного плавания!