Как отрихтовать вмятину в алюминиевом корпусе катера
Алюминий и его сплавы с магнием, медью, марганцем (дюраль) наиболее часто используются для строительства катеров. Легкий и пластичный металл совершенно не поддается коррозии, за что и любим производителями и пользователями плавсредств.
Если вы купили алюминиевый катер и попали во время рыбалки или прогулки на нем в переделку, эта статья подскажет, как отрихтовать вмятину в корпусе плавсредства. Известно, что пробить насквозь лодку из алюминия крайне сложно — у металла хороший запас пластичности. При этом восстановить помятый каркас под силу даже дилетанту при условии аккуратности и точного соблюдения технологии.
Общие принципы рихтования вмятин
- Выравнивание следует вести от краев вмятины к центру по спирали. Попытка начать рихтование с центрального участка повреждения приводит к образованию новых зон сжатия/растяжения на корпусе катера.
- Сначала создают черновой рельеф, а потом доводят его до нужной гладкости, выравнивая мелкие изъяны.
- Перед рихтовкой с поврежденного участка снимают краску, оголяют алюминиевую поверхность.
Способы рихтования алюминиевых катеров
- Механический. Рихтование с помощью молотка и контропоры — мобильной плоскости, подставляемой к вмятине с обратной стороны. Процедура заключается в постепенном выстукивании искаженной плоскости с целью привести ее к нужной конфигурации. Так называемый способ прямой ковки подходит для осаждения самых сложных и глубоких вмятин/участков вспучивания. Механическое выравнивание дает правильно конфигурированную, но грубую поверхность, практически всегда используется в комбинации с другими способами.
- Тепловой. Выгнуть каркас лодки в изначальное состояние можно не только с помощью молотка, но и тепловым способом. Следует помнить при этом, что длительное и неравномерное нагревание снижает прочность металлов. Алюминий и его сплавы не являются исключением из этого правила. Жидкое состояние чистый алюминий достигает при t 660 ⁰С, наличие примесей снижает эту температуру до 500 ⁰С. В среднем хорошая пластичность на алюминиевых катерах достигается при t 250–260 ⁰С.
СОВЕТ! Определить готовность алюминиевого корпуса к выравниванию после нагрева будет легко, если перед началом процедуры натереть мятую поверхность хозяйственным мылом. Как только мыльные линии почернеют, температура пластичности считается достигнутой.
Метод хорош для неглубоких вмятин (до 3 мм). Принцип этой технологии основан на способности металлов расширяться при нагревании и сужаться при охлаждении. Действовать нужно также по спирали от краев к центру, поочередно нагревая и охлаждая участки искаженного каркаса, которые будут сами выгибаться вследствие перепада температур.
ВАЖНО! Нельзя перегревать металл.
- Электровытягивание или вытягивание споттером. Применяется в случаях, когда корпус имеет двойные стенки — структуру сэндвич-панелей. Рабочий стержень специального прибора временно приваривается к искаженной поверхности и вытягивается в нужном направлении. Затем электрод отделяется от корпуса и пустоты заполняются монтажной пеной.
После получения первоначального результата во всех случаях производится финишная обработка поверхности (чаще всего шпатлевка) и последующая покраска. Эксперты любят алюминий за то, что он практически не требует дополнительной обработки — окисление поверхности металла кислородом само по себе создает защитный слой.