×
  • Вы на сайте производителя! Эксклюзивные катера премиум класса: ручная сборка, "под ключ" со сдачей на воде. Прямые продажи без посредников.

Эксплуатация катера, моторной лодки

Рассматриваются некоторые правила эксплуатации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях на территории РФ.

Согласно приказа 340 от 24.06.2017 (вступил в силу с 01.01.2017):

"10. В случае, если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность несения Государственного флага Российской Федерации на флагштоке, мачте или другом предназначенном для этого предмете рангоута судна, изображение Государственного флага Российской Федерации размером не менее 300 x 200 миллиметров наносится на корпус судна непосредственно за присвоенным идентификационным номером либо на другой части корпуса судна по согласованию с соответствующим органом регистрации, о чем делается запись в разделах «Особые отметки» судового билета и Реестра."

* Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 7), утвержденные приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340

Стеклопластиковый корпус не требует обязательного хранения в зимний период в отапливаемом помещении. Однако, определённые рекомендации по сохранности лодки в межсезонье, безусловно, имеются. В период длительного хранения корпус необходимо защищать специальными тентами, предохраняющими от атмосферных осадков, пыли и грязи. Оптимальным для хранения лодки будет гараж, но достаточным является и навес, под которым катер, накрытый транспортировочным тентом, прекрасно дождётся весны. После завершения сезона необходимо выкрутить сливную пробку в нижней части транца, дабы остатки воды и конденсат не зимовали под рецессом.

Подвесной лодочный мотор так же не требует хранения в тёплом помещении. Подробно весь регламент описан производителем в руководстве по эксплуатации, кратко же можно выделить следующее: после завершения сезонной эксплуатации, перед началом появления отрицательных температур, в неотапливаемом помещении ПЛМ следует хранить в вертикальном положении. Данное требование связано с тем, что лишь при таком положении из системы охлаждения полностью стекает вода. Если поднять лодку из воды, и не опустить двигатель, то при наступлении холодов находящаяся в системе вода, превратившись в лёд, может повредить детали корпуса, попросту разорвав их. Так же обычно производители ПЛМ рекомендуют осуществлять ТО раз в год, или через каждые 100 мото-часов (что наступит раньше). Как правило, при не коммерческой эксплуатации, ТО производится раз в год, и целесообразнее его проводить осенью, после завершения сезонной эксплуатации. Как минимум, необходимо заменить трансмиссионное масло в редукторе, и, если ПЛМ четырёхтактный, то моторное масло в двигателе, и масляный фильтр. В случае наличия в конструкции топливного(ных) фильтров - заменить и их. Более подробные рекомендации по сезонному обслуживанию и консервации изложены производителем в руководстве на ПЛМ.

Многие задаются вопросом о стоимости содержания лодки: во что обходится удовольствие владения собственным катером? Попробуем на примере ENIGMA 590 HT ответить на данный вопрос.

Из чего складывается стоимость владения? Здесь необходимо разделить расходы на две составляющих: чисто эксплуатационные расходы, которые придётся нести ежегодно, и первоначальные затраты на покупку комплекта (лодка+двигатель+телега+доукомплектация электроникой и пр. необходимыми опциями). В данном обзоре остановимся на перечне ежегодных расходов, к которому можно отнести:
- Зимняя стоянка лодки. Если нет своего гаража или какой-то иной возможности хранить лодку в зимний период на охраняемой территории, то придётся держать её платно на территории яхт-клуба, либо на какой-то иной территории, что наверняка потянет определённые расходы. Стоимость зимней стоянки 6-ти метровой лодки варьируется в диапазоне ~ 4...12 тысяч рублей в месяц, и зависит от нескольких факторов: удалённость от наиболее дорогих районов проживания, уровень охраны и сервиса, тип предоставляемой для стоянки площади. Стоянка под открытым небом дешевле, в ангаре с крышей несколько дороже, в отапливаемом помещении ещё дороже. Возьмём стоимость стоянки под открытым небом на умеренном удалении от мегаполисов, это будет ~ 5 000 р в месяц. За зимние месяцы примем время с октября по апрель, это 7 мес, или 35 000 рублей.
- Летняя стоянка лодки. Коли вы не владелец собственного причала на акватории интересующего вас водоёма, и при этом желаете держать лодку на воде с мая по сентябрь - придётся такое место арендовать. В подмосковных яхт-клубах это обойдётся в ~ 6...12 тысяч рублей в месяц, возьмём средние 9 000 р. За эти деньги ваша лодка будет стоять ошвартованная к оборудованному пирсу в охраняемом яхт-клубе, и вы будете избавлены от необходимости регулярного её таскания на прицепе к месту эксплуатации, а так же не придётся её постоянно слиповать на воду и обратно. 5 месяцев такой стоянки - 45 000 рублей.
- Сезонные расходы на топливо. Сумма здесь будет зависеть от интенсивности эксплуатации. В среднем, при некоммерческом использовании лодки, в сезон в средней полосе набегает порядка ~ 50...90 м/ч (мото-часов). Возьмём средние ~ 70 м/ч. Расход топлива на данном корпусе при крейсерских ~ 50 км/ч составит ~ 21 л/ч (литры в час), и таком образом за лето будет сожжено ~ 1500 литров бензина, что в деньгах составит ~ 55 000 рублей.
- Сезонные расходы на ТО. При общем исправном состоянии двигателя первые 5-7 лет существенных затрат не потребуется, необходимо лишь осенью поменять моторное и трансмиссионное масло, масляный и топливный фильтр, сменный элемент в топливном фильтре-сепараторе. В случае, когда данные работы проделываются в сервисе, вместе с расходниками такое ТО обойдётся в 10...12 тысяч рублей. Если сделать ТО самому - обойдётся дешевле. Посчитаем ~ 10 000 рублей.
- Сезонные расходы на ремонт/покупку сломанного/утраченного оборудования. Даже при самой аккуратной эксплуатации редко выдаётся сезон, прожитый без потерь. Лопнувший/потерявшийся кранец, утопленный багор, зацепившийся на дне якорь, который не удалось поднять и пришлось обрезать... порванный упавшей с дерева веткой тент... Расходы на пополнение комплектации и мелкий текущий ремонт, в среднем, в год могут составить ~ 15 000 рублей.

Приняв, к примеру, что зимой лодка стоит в собственном гараже, а летом в охраняемом яхт-клубе, сезонные расходы составят ~ 125 000 рублей в год. Это чисто эксплуатационные затраты, которые могут быть существенно сокращены, если не придётся пользоваться платной летней стоянкой, если в сезон выдастся меньше ходовых м/ч, работы по ТО выполнять собственными силами, и т.п.

Подвесному лодочному мотору (ПЛМ) необходимо проводить сезонное техническое обслуживание (ТО). Подробно весь регламент работ описан производителем ПЛМ в инструкции по эксплуатации, мы лишь кратко остановимся на основных моментах. Производители ПЛМ рекомендуют заменить моторное и трансмиссионное масло после завершения процедуры обкатки двигателя (~ 10...20 м/ч), и далее менять их каждые 100 м/ч, но не реже одного раза в год. Целесообразнее обслужить двигатель сразу по завершении сезона эксплуатации, не откладывая данную процедуру до весны. При замене моторного масла необходимо поменять и масляный фильтр. Если конструкцией двигателя в нём предусмотрен сменный топливный фильтр - его тоже следует менять с такой же периодичностью. Хранить в зимний период ПЛМ необходимо в вертикальном положении (редуктор опущен вниз).

Производитель ПЛМ так же может устанавливать периодичность регламентрых работ по замене некоторых деталей (составляющие помпы, свечи зажигания и т.п.), но обычно это не в первые несколько лет после покупки. Подробнее всё описано в руководстве пользователя.
Лодке не требуется какого-либо специфического сезонного обслуживания, необходимо лишь следить за чистотой корпуса и салона, дабы, к примеру, надолго оставшееся на сидениях грязь не въелась в материал кресел. В зимний период имеет смысл выкрутить сливную пробку в нижней части транца, а корпус лодки укутать транспортировочным чехлом. Даже если лодка будет храниться в тёплом, чистом гараже, за зимний период пыль в приличном кол-ве сядет на корпус. Под чехлом же лодка будет чистой, и весной ей не потребуются сложные клининговые процедуры. Не следует закрывать лодку полиэтиленом и любым аналогичным, не дышащим материалом, исключающим вентиляцию. Для этих целей оптимально подходят специальные тентовые ткани, из которых обычно и шьются лодочные чехлы. Если в лодке имеются какие-либо ёмкости с водой - перед наступлением отрицательных температур необходимо удалить воду из них.

Итак, осмос. Естественный процесс перемещения молекул воды через полупроницаемую мембрану в раствор большей концентрации. На любом стеклопластиковом корпусе такой мембраной является наружный слой гелькоата. Если молекулы воды смогут пройти через него, вода смешивается с растворимыми соединениями и образует раствор, молекулы которого слишком велики, чтобы выйти обратно через гелькоат — мембрану. В результате по мере накопления воды формируются маленькие очаги избыточного давления, приводящие к вздутию.

Таким образом, весь комплекс мероприятий, прямых и косвенных, направленный на обеспечение качества и соблюдение изготовления технологии мембраны-гелькоата, и есть защита владельца судна. Звучит немного пафосно, но именно это, по совокупности, и формирует нашу высокую цену.
Теперь конкретно.
Сертификация модельного ряда ECO подразумевает последовательное применение технологий (чертежи корпуса с минимальными допусками, а это значит идеальное состояние матриц, определенные толщины слоев, выдержка точного времени между нанесенными слоями, соблюдение рецептуры смесей, использование качественных смол и т. д.) Все это действительно проверялось на этапе выдачи сертификата и затем ежегодно подтверждается Балтийской инспекцией. Полномасштабные испытания лаборатории на прочность под максимальными нагрузками также направлены на выявление проблем прочности корпуса.
PS Например, катер Enigma 590 HT сбрасывали на воду с высоты 3 метров в полном грузу, с ПЛМ - не потрескался даже верхний слой гелькоата.
Чтобы обеспечить все вышеперечисленное, необходимо обеспечить постоянное присутствие высококвалифицированных специалистов. Другими словами, регулярно платить высокую ЗП и не допускать утечки кадров. С гордостью сообщаем, что за последние 5 лет мы ни разу не допустили даже задержку аванса. Что касается команды, то это наша главное достояние - именно поэтому Вы видите качество. У нас на производстве работают только жители Москвы и МО, РФ.
В качестве базовой технологии для серийного производства мы используем ручную прикатку слоистого массива из выложенных стекломатов, ровинга и стеклоткани (ручное контактное формование). Мы отказались от технологии напыления смолы короткорубленным стекловолокном ввиду существенных потерь плотности корпуса (быстрота = осмос).
Уставной капитал компании (21 млн. руб) позволил произвести необходимое техническое оснащение Верфи, в том числе у нас установлена итальянская покрасочно-сушильная камера BLAUTERM (есть возможность выдерживать нужные температурные режимы круглогодично).
Мы не прячем свою компанию за непонятными ООО - учредителями являются два физических лица, один из них Генеральный директор Верфи. Мы работаем в очень сложном сегменте дорогой продукции под заказ для серьезных покупателей, и понимаем свою ответственность.

Основной бак 177 л. + 40 л. резервный = 217 литров топлива

Расход подвесного лодочного 4-х тактного мотора Mercury F 150 ELPT EFI (далее ПЛМ) на скорости 50 км/ч в умеренной загрузке составит 21,5 литров в час (со скоростным стальным Баллистиком). Из 177-ми литрового бака (да практически из любого) насухо топливо не забрать, сколько-то там всегда останется, когда двигатель уже глохнет. При указанном расходе на 172-х литрах (посчитаем 6 литров в незабираемый остаток) можно пройти 400 км. Это если один раз выйти на глиссирование, и восемь часов идти с обсуждаемой скоростью (50 км/ч). В идеальных ветро-волновых условиях, по штилям. Как только начнутся периодические остановки с падением с глиссирования и последующим на него выходом, путевой расход начнёт расти. В реальной жизни, когда есть периодические остановки, и иногда и ход против встречной волны, часовой расход увеличивается на литр-полтора.

На резервном баке можно пройти ещё километров ~ 80-85 (там тоже насухо не забрать). В общем, запас хода составит около 480 км, если второй бак используется как топливный.

Объявления
St. Petersburg International Boat Show 2018
ENIGMA принимает участие в St. Petersburg Int B...
Фотоотчет
Moscow Yacht Show 2018
Moscow Yacht Show 2018 ждёт Вас
ENIGMA принимает участие в Moscow Yacht Show 20...
Фотоотчет Boat Show 2018
ENIGMA на MOSCOW BOAT SHOW
Приглашаем на выставку
MOSCOW BOAT SHOW 07-11 марта 2018 г.; представл...
Покупателям Enigma 590: доступен тест-драйв
Обращаться: +7 (968) 622-02-56 Александр Юрьев...
Новая модель катера от ENIGMA на Boat Show 2017
Приглашаем на наш стенд: B235, Павильон 3, Зал...
Продажа катеров в Москве
ENIGMA — судостроительная верфь, специализирующ...