×
  • Вы на сайте производителя! Эксклюзивные катера премиум класса: ручная сборка, "под ключ" со сдачей на воде. Прямые продажи без посредников.

Государственная регистрация маломерного судна (постановка на учет)

Короткий ответ: чтобы судно попало в разряд "прошедшее обязательную сертификацию на этапе постройки" и не потребовались дополнительные испытания мореходных качеств.

Основания.

В настоящее время действует разъяснение 29/2-3-663 от 11.06.2013 к приказу МЧС России от 18.10.2012 № 608 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Административный регламент).

Административный регламент вступил в силу со 2 июня 2013 года. До вступления в силу административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов, первичное освидетельствование маломерного судна прошедшего обязательную сертификацию, проводится перед государственной регистрацией, в объеме указанном в пункте 2.3* «Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами» утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501 (далее - Правила).

Ниже мы публикуем выдержки из Правил.

К маломерным судам, прошедшим обязательную сертификацию, относятся:

  • суда, в паспорте которых имеется соответствующая отметка о проведенной сертификации;
  • суда, имеющие выданный сертификат;

Освидетельствование маломерного судна, не прошедшего при строительстве обязательной сертификации или судна индивидуальной постройки перед его государственной регистрацией в реестре маломерных судов проводится с проведением испытаний на мореходные качества (статья 1.4 Административного регламента).

ПРИКАЗ от 29 июня 2005 г. N 501

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, БАЗАМИ(СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК, ПЛЯЖАМИ И ДРУГИМИ МЕСТАМИ МАССОВОГО ОТДЫХА НА ВОДОЕМАХ, ПЕРЕПРАВАМИ И НАПЛАВНЫМИ МОСТАМИ

II. Технический надзор за маломерными судами

2.3. Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию (приложение N 1).

Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее - технический талон) установленного образца.

На используемые в целях мореплавания прогулочные суда, которым установлены морские районы плавания 0, I, II или III категории сложности, по результатам первичного технического освидетельствования вместе с судовым билетом оформляется свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию.

Таким образом, при постановке моторной лодки ENIGMA на учет Вам необходимо предъявить копию сертификата EAC RU_C_RU.АИ43.В.00176 №0159827, выданный ООО «Русский Регистр – Балтийская инспекция» в пользу ООО «ЭНИГМА» о соответствии судна требованиям технического регламента ТС «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 016/2012), что означает, что Ваше судно прошло обязательную сертификацию на этапе постройки. Если технические характеристики Вашего судна соответствуют заявленным в паспорте (имеется ввиду: Вы не установили ПЛМ с превышением мощности или, например, два главных двигателя вместо одного; и т.п.), то первичное техническое освидетельствование перед государственной регистрацией будет сведено к проверке тех. документации на судно.

Краткий ответ: строительный идентификационный номер присваивается судну производителем по правилам ГОСТ Р ИСО 10087-2013, состоит из пяти знаков.

Идентификационный номер судна присваивается судну гос органом по правилам Приложения №2*, состоит из одиннадцати знаков.

Согласно приказа № 340 от 24.06.2016 (вступил в силу с 01.01.2017):

"8. Каждому зарегистрированному судну в Реестре присваивается идентификационный номер, который формируется из одиннадцати знаков, состоящих из буквенного кода, порядкового номера и буквенно-цифрового кода, определяющего принадлежность органа регистрации к субъекту Российской Федерации.

...

и) в поле «9. Строительный идентификационный номер (при наличии) / CIN (if available)» судового билета указывается идентификационный номер судна, присвоенный в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 10087-2013 «Суда малые. Идентификация судна. Система кодирования» и международным стандартом ИСО 10087:2006 «Суда малые. Идентификация корпуса. Система кодирования» (ISO 10087:2006, «Small craft – Craft identification – Coding system»);"

Согласно упомянутого стандарта: "...4.3. Последующие пять знаков составляют серийный номер каждого судна, присваиваемый: - изготовителем;... может состоять из цифр и/или букв латинского алфавита, за исключением букв I, O,Q."


*Приложение №2 к Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 8), утвержденным приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340

Согласно приказа 340 от 24.06.2017 (вступил в силу с 01.01.2017):

"9. Идентификационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина идентификационного знака должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина ‑ 100 мм, а толщина линий шрифта ‑ 15 ‑ 20 мм.

В случае, если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность выполнить требования, установленные настоящим пунктом, размеры и место нанесения идентификационного номера определяются органом регистрации, о чем делается запись в разделах «Особые отметки» судового билета и Реестра."

Обратите внимание, что Правилами* не регламентируется расстояние между символами, из которых состоит идентификационный номер - а значит, не запрещено. Что касается ширины знаков, следует понимать "ширина знака не менее 100 мм".

* Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 7), утвержденные приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340

Короткий ответ: Районы плавания маломерных судов устанавливаются уполномоченным органом в соответствии с Приложением №3* к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" в результате сертификационных испытаний; указываются производителем в паспорте судна.


В соответствии с приказом 339* от 24.06.2016, перечень документов для государственной регистрации судна включает: "...документ, подтверждающий категорию сложности района плавания;". Это паспорт судна, оформленный по правилам технического Регламента** Таможенного союза, с указанием категории сложности района плавания.

  • Классификация – форма оценки соответствия требованиям технического Регламента**, осуществляемая органом классификации маломерных судов;
  • Орган (органы) классификации маломерных судов – организация (организации), осуществляющая полномочия органа классификации маломерных судов государства – члена Таможенного союза;
  • Сертификационные испытания - испытания репрезентативного образца (образцов)маломерного судна, оборудования устанавливаемого на маломерные суда, на основании результатов которых делается заключение о соответствии требованиям ТР ТС 026/2012;

Согласно п.11 Регламента**: "Требования безопасности к маломерным судам устанавливаются в зависимости от категорий сложности района плавания, в котором предполагается их эксплуатация. Перечни водных бассейнов в зависимости от разряда районов плавания устанавливаются уполномоченным органом государства – члена Таможенного союза. Ограничения к маломерным судам по районам плавания установлены приложением № 3."

f6079527fa-tehniceskij-reglament-tamozennogo-souza.pdf

Строитель маломерного судна заявляет категорию сложности района плавания, уполномоченный орган классифицирует судно в результате сертификационных испытаний, так в паспорте появляется подтвержденная категория сложности района плавания.

* Приказ МЧС России от 24 июня 2016 г. N 339 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

** Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 026/2012) "О безопасности маломерных судов"

Государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (мотора) свыше 8 кВт. При этом под массой судна понимается масса укомплектованного судна по ГОСТ Р ИСО-8666-2012. Согласно государственного стандарта при исчислении массы укомплектованного судна учитывается вес не фактически стоящего мотора, а вес наиболее тяжелого мотора максимальной мощности, допустимой для данного судна.

п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 282-ФЗ:

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.